главная новости фотогалерея сотрудничество контакты

проект

"Раннее чтение" (4-5 лет) Дубна. Центр Февраль.

«Ранее чтение» (4-5лет)

Идея этого проекта родилась из нашего исследования. Почти 10 лет назад мы сравнили эффективность 4-х авторитетных отечественных программ обучения дошкольников чтению. Оказалось, что вне зависимости от качества программ (а мы, разумеется, имели среди них свои симпатии) дети всех 4-х контрольных групп зачитали примерно одинаково – через 7-8 месяцев после начала обучения. Обычно такое происходит, если выше учебных программ, что называется, «правит» какой-то общий психологический закон. Более детальное изучение проблемы показало, что все дело в мотивации чтения. Ее и нужно создавать у ребенка, и тогда техника чтения быстро и ненавязчиво занимает свое место в ряду интеллектуальных возможностей дошколенка.

Научить ребенка технике перекодирования букв в звуки, в общем, не сложно. Быть может, вы видели повторяющийся раз в 5-10 лет телевизионный новостной сюжет, как какого-нибудь двухлетку или полуторалетку научили читать. И вот бедолага сидит перед телекамерой и вслух читает. Все вокруг: вундеркинд, вундеркинд! А что с ним происходит через 5-6 лет? Ничего! Ни одного сюжета про судьбы вундеркиндов! Почему? Да потому, что освоение техники предшествовало самой деятельности и, тем самым, искажало саму деятельность. Стойкая нелюбовь к чтению в школе, между прочим, является одним из подтверждений нашего тезиса. Читать умеет, но не хочет – вот настоящая проблема цивилизации!

Наш проект рассчитан на 7 месяцев. Первая его половина посвящена созданию условий для восхождения дошкольника к игре и произвольности. У нас нет никакой псевдошкольной дисциплины и атрибутики, потребность в чтении должна возникнуть как естественное желание ребенка понять «послания», которые он будет систематически получать в ходе наших игровых занятий. И зачитает он так же естественно, как, например, научается ездить на велосипеде: пробы, попытки и … поехал. Дело именно в мотиве читать и понимать, что происходит вокруг. Вторая половина проекта будет посвящена разыгрыванию прочитанных сюжетов и одновременному освоению письма (но без ручного исполнения графем – это вполне самостоятельная задача).

И теперь самое главное: ваш ребенок, безусловно, начнет читать к 5-му-7-му месяцу занятий. Но что с ним делать потом? Детские книги, детские журналы, газеты, а что дальше? Надеемся, вы представляете, что чтение – не самоцель. Чтение - это всего лишь средство для саморазвития, для познания, для скрытого, интимного диалога с миром. Вы готовы выстраивать эту трудную линию детского развития? Вы понимаете, что заставить читать невозможно? А представляете, как может сломать ребенка бессмысленное школьное чтение? Стало быть, на долгие годы нужно будет привыкнуть обсуждать с вашим ребенком прочитанное, пытаться писать ему, и тогда он будет вам отвечать, совместно сочинять стихи, рассказы, создавать семейные газеты, сделать внутренний мир ребенка предметом его собственного анализа и др. Прочитанный и переосмысленный опыт должен быть востребован культурой и, прежде всего, родителями.

Иными словами, раннее чтение – это ответственный шаг по вхождению в культуру. Давайте сделаем этот шаг вместе: без натаскивания и принуждения, в игре, в одновременном решении проблем дошкольника с произвольностью и эгоцентризмом, в развитии речи и движения, в опыте совместной деятельности с умным и деликатным взрослым, каким является наш ведущий проекта.

Войдите в систему, чтобы комментировать