главная новости фотогалерея сотрудничество контакты

проект

 "Научите меня говорить!" Дубна. Центр Февраль.

«Научите меня говорить!»

Необходимость осуществления данного Проекта в Дубне вызвана большим количеством обращений родителей в Центр «Февраль» и на кафедру клинической психологии Университета «Дубна» в связи с проблемами в развитии речи детей за последние 10 лет. Разнообразие обращений требует от нас тщательного анализа причин речевых проблем, разработки программ психологического сопровождения детей с учетом индивидуального подхода.

Основные формулировки обращений родителей к нам таковы:

1.      Ребенок плохо выговаривает целый ряд звуков, в карте стоит логопедический диагноз. Обычно родители характеризуют ситуацию так: «Мы что только не пробовали: обращались к неврологу, принимали таблетки, проходили физиолечение, массаж, ходили к логопеду, «ставили» звуки, а нормальной речи нет».

2.      Ребенку скоро в первый класс, а он плохо формулирует свою мысль, не умеет пересказывать, не может ответить на вопросы.

3.      Ребенок 2-3 лет, все понимает, выполняет инструкции правильно, показывает предметы, но почему-то не разговаривает.

4.      Ребенок страдает от заикания (или иной логоневротической проблемы).

5.      У младшего школьника очень много ошибок в тетради, делает пропуски и перестановки букв в словах, неправильно слышит звуки и – соответственно – неправильно пишет буквы, он не может сосредоточиться, не умеет высказать свою мысль.

6.      У ребенка в карте стоит диагноз ОНР (общее недоразвитие речи), что с этим делать дальше – не знаем.

7.      У ребенка стоит диагноз «РДА» (ранний детский аутизм), и у него специфическая речь.

8.      У ребенка недоразвитие речи в связи с ДЦП (детским церебральным параличом).

9.      Ребенок страдает недоразвитием речи в связи с диагнозом «Олигофрения».

10.  У ребенка отсутствует речь в силу разных органических причин: перинатальная проблема, родовая травма, черепно-мозговая травма, последствия медикаментозного воздействия, вакцинации и т.д.

11.  Ребенок перестал разговаривать в связи с психологическим стрессом.

12.  У ребенка «птичий язык»: свистит, скрипит зубами, щелкает языком, но не разговаривает.

13.  У меня самого были проблемы в развитии речи, и я хочу избежать проблем в будущем в развитии речи у моего ребенка – научите меня!

 

Концепция Проекта.

Развитие и патология речи обусловлены целым рядом причин: органических, функциональных, генетических, социальных и др. Но в любом случае центральной, наиболее существенной для речи, является психологическая ситуация вокруг ребенка, востребующая его речь. Поэтому основная идея наших психологических программ заключается в том, что речь – средство общения с другими людьми, ее развитие должно происходить всегда только в диалоге: с мамой, папой, бабушкой, дедушкой, братьями-сестрами, с близкими людьми, со сверстниками, с чужими взрослыми и т.д. Диалог при разных проблемах может быть: тактильным, жестовым, музыкально-песенным, звуко-подражательным, словесным и т.д. Главное на начальном этапе – сформировать у ребенка потребность в общении и речи.

В случае «специфического» развития ребенка и отсутствия (или искажения) речи мы ищем «сохранные звенья» (имеющиеся возможности), за которые можно «ухватиться», и порою двигаемся микроскопическими шагами: создаем потребность в общении, изучаем «языка» ребенка, расширяем предметную деятельность, включая новые предметы в общение и взаимодействие с ребенком, формируем указательный жест как предвестник первого слова, расширяем пассивный запас понимания речи ребенком, разъясняя ему происходящее и т.д. Вместе с родителями мы ставим реальные и, как правило, долгосрочные цели, поскольку развитие речи – это на годы! И иногда появившийся указательный жест у ребенка пяти лет с аутизмом после полугодовой работы – для нас всех огромная победа! А открытие возможности после многолетней работы сочинять стихи у девочки с «букетом» тяжелых диагнозов, в том числе ОНР и РДА (ранний детский аутизм), кажется поистине жизненной удачей.

Мы – не волшебники, и прекрасно понимаем, что не всегда возможно обнаружить истинные причины «особенного» развития ребенка. Не всегда заранее можно учесть все факторы, влияющие уже в ходе реализации программы (болезни, смена препаратов, переезды, стрессы, пропуски занятий, отсутствие единства в семье и т.д.), приводящие к периодическим «откатам» назад. Мы никогда не говорим родителям: мы «вытащим» вашего ребенка, он пойдет в обычную школу и т.д. Мы ставим только реальные и адекватные цели, открываем перспективы развития ребенка и медленно идем вперед.

Поэтапность предполагает пошаговое (микроскопическое) движение вперед с учетом зоны актуального и зоны ближайшего развития ребенка. Эффективность программы зависит от системы занятий, при частых пропусках занятий неизбежны «откаты» назад. И только в ситуации комплексного подхода (с участием близких взрослых и необходимых специалистов) возможно преодоление сложившихся проблем.

Все программы основаны на авторских проектах, разработанных сотрудниками кафедры клинической психологии, прошли многолетнюю апробацию, результаты которых изложены в статьях, монографиях, диссертациях, выполненных под нашим руководством, и учебных пособиях (см. www.psyfeb.ru).

Специалисты. Среди наших специалистов клинические психологи (с базовым клинико-психологическим образованием (9 человек), включая доктора и кандидата психологических наук, с огромным опытом работы с детьми с разными траекториями в развитии (от «легких» проблем в развитии речи до тотального мутизма – полного отсутствия речи). Большинство специалистов (6 человек) являются сотрудниками кафедры клинической психологии университета «Дубна». По результатам работы в области детского развития, включая развитие речи, написаны 3 монографии, 6 учебных пособий и более 100 статей, разработано около 80 программ, направленных на психологическое сопровождение (групповое и индивидуальное) как детей с нормой, так и детей с «анормальным» развитием. Подробно с визитной картой каждого специалиста можно познакомиться на сайте Центра www.psyfeb.ru или «вконтакте».

Структура Проекта.

I. Обязательная первичная консультация необходима для сбора медицинского и психологического анамнеза, для выявления основных проблем развития и их причин, для определения возможностей построения индивидуальной программы развития ребенка. На первичную консультацию необходимо принести медицинскую карту (по возможности) или результаты проведенных медицинских обследований, дневник развития ребенка или речи (если есть), рисунки за полгода (произвольные, т.е. нарисованные по желанию самого ребенка, если есть), тетради (если школьник). Первичная консультация длится 1-1,5 часа. На основе первичной консультации составляется программа первичной диагностики ребенка. Первичная консультация проводится с родителем (или родителями) СТРОГО без ребенка.

II. Первичная диагностика ребенка.

Первичная диагностика (в зависимости от указанной родителем на первичной консультации проблемы) направлена на выявление специфики психического развития ребенка (включая нейропсихологические и патопсихологические моменты) и акцентируется на следующем:

особенности общения (вербального и невербального),

развитие мышления, внимания, восприятия, памяти,

специфика развития речи (словарный запас, звукопроизношение и восприятие звуков, грамматическая структура речи - падежи, предлоги, согласование частей речи), синтаксическая структура речи (построение предложения и фразы) и др.,

специфика сюжетно-ролевой игры (для дошкольника и младшего школьника),

развитие макро-и микромоторики, произвольности и др.

III. Написание заключения, включая составление программы сопровождения ребенка, и краткая (15-20 минут) встреча с родителями для согласования программы. Заключение, как правило, пишется в течение 3-5 дней.

IV. Непосредственная реализация программы сопровождения ребенка.

В ходе реализации программы осуществляется постоянный мониторинг за развитием ребенка: все занятия тщательно протоколируются нашими ассистентами для анализа динамики, своевременной корректировки программы и поиска новых средств индивидуального сопровождения ребенка.

Обязательной формой работы в нашем Центре является супервизия (психологические консилиумы для всех специалистов, ведущих программу). В ходе программы родители могут посещать занятия, кроме того, родителям для большей эффективности программы рекомендуется выполнять с ребенком домашние задания. По запросу родителя или в случае необходимости проводятся дополнительные психологические консультации родителей и других близких людей, принимающих участие в развитии ребенка.

Y. Итогом программы является обязательная психологическая консультация родителя с обсуждением дальнейших перспектив развития ребенка и итогового заключения по результатам обследования.

Предлагается несколько вариантов психологического сопровождения детей с проблемами речевого развития:

Программа «Уровень 3» (интенсив – март-май 2017), Программа «Уровень 3-Лето» (интенсив - июнь-июль). Психологическое сопровождение детей 4-8 лет с «легкими» нарушениями речи (нарушения артикуляции, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи («смазанная», непонятная речь), фонетико-фонематические нарушения (нарушения дифференциации звуков, смешение и замены звуков, искажение звуков), легкие формы заикания, смущение и застенчивость при общении и др. – при отсутствии нарушений в интеллектуальной сфере).

Основные результаты программы:

1. Формирование общего мотивационного, эмоционального, интеллектуального и волевого плана действий ребенка.

2. Снятие барьеров и ограничений в общении.

3. Расширение словарного запаса. Развитие связной речи. Освоение стилистики языка.

4. Развитие словесного творчества и воображения.

5. Формирование ориентировки в технике и артикуляции речи, в звуках, дыхании.

6. Освоение темпа, ритма и интонации речи.

 

Примерное (!!!) содержание Программ «Уровень 3» и «Уровень 3 – Лето» (минимум - 6 и максимум - 11 занятий в неделю, за весь интенсив: минимум – 72 и максимум – 132 занятия).

Занятия (в диаде-тройке) в Проекте «Говорушки-распевушки» (2-3 раза в неделю). Основные формы работы в Проекте: игра и пение, в которые органично вплетены движение, ритмика, вокально-речевые игры (артикуляционная гимнастика, интонационные упражнения, упражнения на дыхание, на расслабление мышц тела и лица, чистоговорки, игры-распевки, упражнения на темп, громкость, интонационную выразительность и др.).

Занятия (групповые) в Проектах «Сказка»/»Стихосложение» (1-2 раза в неделю).

В Проекте «Сказка» используются разные формы работы: рисование, лепка, аппликация, конструирование, макетирование, дизайн, инсценировка, словесное творчество, сочинение своей сказки, продолжение чужой сказки. Гарантировано: интенсивное развитие речи, расширение словарного запаса, усложнение стилистики родного языка, развитие средств диалога и др.

В Проекте «Стихосложение» представлены разнообразные формы совместной и индивидуальной деятельности (словесное творчество, риторика, ритмика, театрализация).

Гарантировано: интенсивное развитие речи, освоение ритма, рифмы, мелодики родного языка, формирование авторских возможностей стихосложения, открытие литературных дарований каждого участника, преодоление целого комплекса психологических проблем (невротизация, проблемы в общении и т.д.).

Занятия (групповые) в Проекте «Национальный парк» (1-2 раза в неделю).

В ходе Проекта дети выстраивают макет либо фермы, либо национального парка, либо подводного мира. Основные формы совместной деятельности: лепка, аппликация, рисование, театрализация, что способствует интенсивному развитию мышления и речи, а также микромоторики.

Занятия (групповые) в Проекте «Свободное движение» (1-2 раза в неделю). Цель проекта - развитие произвольности и свободного владения движением и жестом. В ходе наших занятий дети приобретут плавность, грациозность и эстетику в своих движениях. А поскольку движения очень информативны, способны многое рассказать другим о чувствах, переживаниях и эмоциях, то дети научатся общаться и выражать себя. Мы работаем с любой неуклюжестью и скованностью, нескладностью и импульсивностью детских движений.

Занятия (групповые) в Проекте «Песочный театр» (1-2 раза в неделю). В ходе «песочного театра» дошкольники смогут постепенно преодолевать психологические травмы, проблемы в общении (застенчивость и конфликтность), проявления невротизации и страхи.

Кроме того, будет решен еще ряд задач: развитие художественной (продуктивной) деятельности ребенка, пространственной ориентировки, адекватных форм кооперации с другими детьми, интенсивное развитие речи и сюжетно-ролевой игры.

Родительская школа (обязательно) 2 раза в месяц – всего 8 занятий – 5 непосредственно с родителями (80 минут, с обсуждением, обратной связью, с ответами на актуальные вопросы), 3– совместно с детьми.

Основные темы Родительской школы:

1.«Развитие речи в онтогенезе. Причины нарушений детской речи» (подробное изложение специфики развития речи от 0 и старше, анализ причин нарушения детской речи, основных ошибок родителей и т.д.) - доктор психол.н., профессор, зав. кафедрой клинической психологии Университета «Дубна» Хозиев В.Б.

2. «Роль игры в развитии речи». (Играть правильно – как?). – Канд. психол. наук, доцент кафедры клинической психологии Университета «Дубна» Хозиева М.В.

3.«Поем и играем вместе с детьми». (Роль музыки в развитии речи. Занятие проводится совместно с детьми). – Клинический психолог, «музыкальный терапевт», режиссер - Чудина Е.В.

4. «Рассказ в жизни ребенка дошкольного возраста. Как научить ребенка сочинять?» (тренинговое занятие в группе родителей) - Канд. психол. наук, доцент Хозиева М.В.

5-6.«Сказка». (Совместное занятие с детьми. Основные секреты детского словесного творчества) - Канд. психол. наук, доцент Хозиева М.В.

7. «Ранее чтение: за и против?» (Проблемы обучения чтению, разные подходы к обучению чтению. Почему дети не читают?) - доктор психол.н., профессор Хозиев В.Б.

8. Круглый стол.

Количество занятий может варьироваться.

 

 

Программа «Уровень 2».

Клинико-психологическое сопровождение детей с ЗПР - задержкой психического развития (незрелость мышления, быстрая пресыщаемость, эмоциональная незрелость, недостаточный кругозор и т.д.), а соответственно – с нарушениями в развитии речи, которые проявляются в фонетико-фонематических нарушениях (нарушения дифференциации звуков, смешение и замена звуков, искажение звуков), в нарушениях лексико-грамматической стороны речи, в очень бедном словарном запасе, примитивной структуре высказывания.

Основные результаты программы:

1. Развитие сюжетно-ролевой игры.

2. Формирование общего мотивационного, эмоционального, интеллектуального и волевого плана действий ребенка.

3. Развитие общей осведомленности. Расширение словарного запаса. Развитие связной речи.

4. Развитие мышления, в частности: развитие умения «анализировать» предметную действительность, выделять существенные детали, проводить сравнительный анализ, выявлять связи между предметами, находить отличия (больше-меньше, дальше-ближе и т.д.), выстраивать временную последовательность событий, выполнять простые задания на классификацию, на обобщение.

5. Формирование ориентировки в технике и артикуляции речи, в звуках, дыхании;

6. Освоение темпа, ритма и интонации речи.

 

Примерное (!!!) содержание Программы «Уровень 2» (минимум - 6 и максимум - 11 занятий в неделю).

Индивидуальные занятия с ребенком (3 раза в неделю), направленные на развитие сюжетно-ролевой игры, в ходе которой происходит расширение пассивного и активного словарного запаса, освоение предметной действительности, освоение диалога; развитие мышления, продуктивных видов деятельности (лепки, рисования и т.д.). В ходе некоторых занятий используется песочная терапия.

Занятия (в диаде или тройке) в Проекте «Говорушки-распевушки» /«Свободное движение» (2-3 раза в неделю). Основные формы работы в Проекте: игра и пение, в которые органично вплетены движение, ритмика, вокально-речевые игры (артикуляционная гимнастика, интонационные упражнения, упражнения на дыхание, на расслабление мышц тела и лица, игры-распевки, упражнения на темп, громкость, интонационную выразительность и др.). Занятие проводят два клинических психолога одновременно.

Занятия (в диаде или тройке) в Проекте «Национальный парк» (1-2 раза в неделю).

В ходе Проекта дети выстраивают макет либо фермы, либо национального парка, либо подводного мира. Основные формы совместной деятельности: лепка, аппликация, рисование, театрализация, что способствует интенсивному развитию мышления и речи, а также микромоторики.

Родительская школа (обязательно) 2 раза в месяц – всего 8 занятий – 6 непосредственно с родителями (80 минут, с обсуждением, обратной связью, с ответами на актуальные вопросы), 2– совместно с детьми.

Основные темы Родительской школы:

1.«Развитие особенного ребенка – тоже развитие». - Канд. психол. наук, доцент кафедры клинической психологии Университета «Дубна» Хозиева М.В.

2. «Развитие особенного ребенка – тоже развитие». (Продолжение). – Ст. препод. Кафедры клинической психологии Университета «Дубна» Кудрявцева Т.В.

3. «Из записок клинических психологов». (Основные секреты общения с «особенным ребенком»). - Ст. препод. Кафедры клинической психологии Университета «Дубна» Кудрявцева Т.В.

4. «Роль игры в развитии речи». (Играть правильно – как?). – Канд. психол. наук, доцент Хозиева М.В.

5.«Поем и играем вместе с детьми». (Роль музыки в развитии речи. Занятие проводится совместно с детьми). – Клинический психолог, «музыкальный терапевт», режиссер - Чудина Е.В.

6. «Рассказ в жизни «особенного ребенка» – это возможно!» (тренинговое занятие в группе родителей) - Канд. психол. наук, доцент Хозиева М.В.

7. «Рассказ в жизни «особенного ребенка» – это возможно!» (совместное занятие родителей и детей) - Канд. психол. наук, доцент Хозиева М.В.

8. Круглый стол.

Количество занятий может варьироваться.

 

Программа «Уровень 2-А».

Клинико-психологическое сопровождение детей с диагнозом (в медкарте) РДА (ранним детским аутизмом) или с нарушениями в психическом развитии неизвестного генеза со следующими особенностями: проблемы во взаимодействии с другими людьми, «специфическая» игра, наличие стереотипий и ритуалов в поведении, аграмматичность и бедность речи, «попугайность», «штампованность», специфичные ритм, темп и интонация речи.

Основные результаты программы:

1. Освоение предметной действительности.

2. Развитие игрового действия.

3. Формирование общего мотивационного и эмоционального плана действий ребенка.

4. Развитие общей осведомленности и расширение словарного запаса.

5. Развитие мышления, в частности: развитие умения «анализировать» предметную действительность, выделять существенные детали, проводить сравнительный анализ и находить отличия (больше-меньше, дальше-ближе и т.д.), выстраивать временную последовательность событий, выполнять простые задания на классификацию.

6. Освоение темпа, ритма и интонации речи.

7. Освоение простой структуры высказывания.

Примерное (!!!) содержание Программы «Уровень 2- А» (5-6 занятий в неделю).

Индивидуальные занятия с ребенком (3 раза в неделю), направленные на освоение предметной действительности, развитие игрового действия, расширение пассивного и активного словарного запаса, освоение диалога с чужим взрослым; развитие продуктивных видов деятельности (лепки, рисования и т.д.). В ходе некоторых занятий используется песочная терапия.

Занятия (в диаде-тройке) в Проекте «Говорушки-распевушки» /«Свободное движение» (2-3 раза в неделю). Основные формы работы в Проекте: игра и пение, в которые органично вплетены движение, ритмика, доступные для ребенка вокально-речевые игры. Занятие проводят два клинических психолога одновременно.

Родительская школа (обязательно) 2 раза в месяц – всего 7 занятий (80 минут, с обсуждением, обратной связью, с ответами на актуальные вопросы).

Основные темы Родительской школы:

1.«Бегство от людей. Правда и мифы об аутизме». - доктор психол.н., профессор, зав. кафедрой клинической психологии Университета «Дубна» Хозиев В.Б.

2. «Развитие особенного ребенка – тоже развитие». - Канд. психол. наук, доцент кафедры клинической психологии Университета «Дубна» Хозиева М.В.

3. «Развитие особенного ребенка – тоже развитие». (Продолжение). – Ст. препод. Кафедры клинической психологии Университета «Дубна» Кудрявцева Т.В.

4. «Из записок клинических психологов». (Основные секреты общения с «особенным ребенком»). - Ст. препод. Кафедры клинической психологии Университета «Дубна» Кудрявцева Т.В.

5. «Роль игры в развитии особенного ребенка». (Играть правильно – как?). – Канд. психол. наук, доцент Хозиева М.В.

6.«Поем и играем вместе с детьми». Из копилки «музыкального терапевта»– Клинический психолог, «музыкальный терапевт», режиссер - Чудина Е.В.

7. Вопрос-ответ. Круглый стол.

 

Программа «Уровень 1».

Данная программа клинико-психологического сопровождения выстраивается только с учетом индивидуального развития, особенностей медицинского и психологического анамнеза и предназначена для детей с разными особенностями в развитии. Ниже перечислен ряд диагнозов, которые чаще всего «озвучиваются» родителями в соответствии с медкартами:

1.«РДА неясной этиологии, включая безречие».

2. «Синдром Веста в сочетании с перинатальной энцефалопатией, гидроцефальным и гипертензионным синдромами».

3. «Фокальная эпилепсия, мутизм и детский аутизм со сниженным интеллектом на резидуальном органическом фоне».

4. «Органическое поражение ЦНС, 2 уровень двигательной активности; умственная отсталость, речевое недоразвитие 1 уровня».

5. «ДЦП (детский церебральный паралич), отягощенный эпилепсией с нарушенным интеллектом и отсутствием речи».

6. «Синдром двигательных нарушений на фоне перинатального поражения ЦНС, гидроцефальный синдром, мутизм».

 

Примерное (!!!) содержание Программы «Уровень 1- А» (3-4 занятия в неделю).

Только (!!!) индивидуальные занятия с ребенком (3-4 раза в неделю), направленные на освоение предметной действительности, развитие «игрового» действия, вокализации, указательного жеста, автономной речи как предвестника речи, расширение сенсомоторных эталонов, освоение «диалога» с чужим взрослым и т.д. В ходе занятий используется музыка, «ритмика», «движение» и песочная терапия.

Родители обязательно принимают участие в занятиях, а также в «Родительской школе». В ходе любого занятия с ребенком они могут получить обратную связь, ответы на актуальные вопросы.

 

Как попасть в Проект?

1.      Запись на консультацию по телефонам Центра «Февраль»: 217-14-04, 8-916-203-50-49. Через группу «вконтакте» необходимо написать сообщение администратору или на почту psyfeb@psyfeb.ru. Информация, необходимая для записи: ФИО родителя, имя и полный возраст ребенка.

2.      В течение дня вам сообщат о времени приема выбранного вами специалиста, а также предложат вам анкету (либо лично, либо «вконтакте», либо по электронной почте), которую необходимо заполнить до консультации.

 

Ценовая политика.

В 2017 году исполняется 10 лет «жизни» нашего Центра в Дубне. Все годы мы стараемся держать самые демократичные цены в городе, которые в несколько раз ниже цен в Москве за труд специалистов такого же уровня. Наверное, еще и это привлекает наших подопечных из Москвы и Подмосковья. И дело не в том, что мы не оцениваем себя по достоинству, а в нашем желании понять возможности каждого родителя, оказавшегося один на один с «особенным» ребенком. В нашей ценовой политике есть скидки для многодетных семей, для детей-инвалидов, а также мы можем предложить разные варианты клинико-психологического сопровождения ребенка.

К сожалению, у нас нет ни грантовой поддержки, ни спонсоров, ни собственного помещения, но мы понимаем, что если не мы, то кто???

О ценах можно узнать либо по телефонам Центра, либо написав личное письмо по указанным выше адресам.

 

Войдите в систему, чтобы комментировать