главная новости фотогалерея сотрудничество контакты

творчество сотрудников

"На хозяйстве" вместе с мамой (или про совместную деятельность).

Многие мамы малышей сетуют на то, что у них совсем не хватает времени на бытовые дела. Покормил, погулял, спать уложил, только присел, а он уже проснулся, снова покормил, снова погулял... и, а борщи варить только ночью! Мама устала, сил у нее нет совсем, а уж, тем более, на воплощение творческих идей.

Давайте попробуем найти силы и время!

Все бытовые дела можно вполне делать со своим ребенком вместе.

Малыш проходит несколько стадий развития. Сразу после рождения для него важно непосредственно-эмоциональное общение, т. е. он хочет внимания, он хочет улыбок, прикосновения и ласки. Весь мир для него мама, и мама — весь мир для него. Малышу хорошо просто находиться рядом. Для этого существует чудесное изобретение: слинг. Малыш находится «на маме», он в любой момент может «получить» грудь, он слышит биение ее сердца, ему уютно и комфортно. Он может спокойно спать или просто смотреть на мамино лицо, пока она занята делами (готовит, гладит, пьет чай или работает за компьютером), не забывая иногда говорить с ребенком и улыбаться ему. Не бойтесь избаловать ребенка. Малыш, одиноко лежащий в кроватке, со временем перестает плакать не потому, что он стал самостоятельным и поборол свои прихоти, а потому что испытал огромный стресс и потерял доверие к миру и маме. Он теперь не уверен в том, что мама его сможет во время защитить, он уже не зовет ее, не обращается к ней с «просьбами». Для более «самостоятельных» малышей (месяцев с 3-4-х) можно расстелить на полу коврик, пенку и т. п. Положить рядом несколько интересных объектов (и не обязательно яркие развивающие игрушки). Малыш будет стараться дотянуться до них, будет «отрабатывать» с ними повороты и пробовать ползти. В тоже время мама будет в поле его зрения.

Примерно с полугода для ребенка становится важна предметно-манипулятивная деятельность. Что это такое? Да все просто, ребенок хочет трогать, щупать, бросать, примерять друг на друга, проверять звучание и свойства разных предметов. И в этом ему должна помочь мама! Где же обещанное дополнительное время? А вот где. Устройте уютное место для малыша на кухне, пусть это будет коврик, большой таз, коробка или манеж (если малыш чрезмерно шустрый). В емкость, в которой сидит малыш, или рядом с ним можно насыпать макароны. Малыш с удовольствием будет их раскидывать, щупать, пробовать на зубок (не переживайте, дети интуитивно выталкивают крупные предметы языком, а если даже и проглотят макаронину, то ничего страшного не произойдет, да и вы же рядом!). Это бесконечно интересное и увлекательное занятие. Малышу постарше можно предложить дополнительно ложку, чашку, емкость с небольшой дырочкой и т. п. Для пересыпания макарон. Малышам постарше можно предложить крупы, а совсем разумным карапузам (ближе к 2 годам) различные шарики, пуговицы и т. д.

Ребенку можно дать «волшебную» коробку. Волшебная она будет уже потому, что у нее есть крышка (а закрывать и открывать крышку — это очень интересно). В ней будут находиться занимательные предметы, например, большая пуговица, теннисный мячик, коробочка из-под крема, крышечки от пасты, старый блокнот, пластиковое зеркальце, небольшой пупс и т. д. Ребенок с удовольствием будет доставать и рассматривать каждый предмет, проверять его свойства и придумывать с ним что-то новое. А вы в это время успеете многое.

Малыш постарше начинает уже интересоваться тем, что делаете вы. Он уже большой, важный, многое умеет сам и хочет многое делать сам. Не удивительно, у некоторых детей уже около 2-х лет мы можем заметить первые признаки кризиса 3-х лет, кризиса «Я сам». Месите тесто, дайте и малышу в руки тесто (без яиц), мешаете ложкой — дайте и ему попробовать, режете салат — малыш после 1,5 лет вполне может начать пользоваться ножиком (например, пластиковым) и помогать резать, например, отварной картофель. Дайте ребенку посолить, посахарить, попросите помочь достать ложки, чашки, что-то поставить на стол, да и просто дайте за вами наблюдать стоя на стуле или даже сидя на столе. Детишки после года (если они уверенно стоят и много наблюдают за мамой) любят помыть посуду (ребенку можно оставить в раковине не опасную посуду, дать детское моющее средство — пена очень нравится детям). Очень нравится детям и наводить порядок, протирать пыль, выкидывать, а предварительно разрывать на кусочки, мусор. Можно вместе разбирать стиральную машину и развешивать вещи. А если вы еще предложите малышу прищепки, то будет просто прекрасно. А мести пол и мыть его — удовольствие, да и только! Малыш развивает мелкую и крупную моторику (лучше, чем в любом клубе Монтессори), учится игровым действиям, взаимодействует с мамой, учится понимать и выполнять простые просьбы, а мама может заниматься домашними делами, не отрываясь от воспитания!

Ребенку надо не так много развивающих занятий, как кажется некоторым мамам. Если вы ходите хотя бы раз в неделю в группу раннего развития, а дома совместно «ведете домашнее хозяйство», то вам нужно максимум еще минут 30 в день, чтобы отдельно полепить, порисовать, покатать машинки или построить домик из кубиков, почитать книги. И этого будет достаточно для полноценного, нормального развития.

Пойте малышу песни и читайте стихи, когда занимаетесь своими делами. Так ребенок будет чувствовать, что он с вами вместе, но при этом его не надо будет ежесекундно развлекать.

Пусть подключится и папа (или кто-то из мужчин). Вместе вбивать гвозди, ввинчивать шурупы, что-то чинить — очень интересно не только карапузу 2—х лет, но и дошколенку, и школьнику.

Не переживайте, что все ваши дела будут теперь делаться только с ребенком. Рано или поздно малышу захочется оторваться от мамы, выполнить что-то самостоятельно, но именно свое: самому построить удивительную конструкцию из подушек, подстричь кота, выкрасить стену в цвет поярче, ну и просто поиграть самостоятельно в более мирные игры. А у вас появится больше времени не только на бытовые дела, но и на творчество, и на кофе с булочкой!

Клинический и перинатальный психолог Чуприкова Г.С.

Войдите в систему, чтобы комментировать