главная новости фотогалерея сотрудничество контакты

творчество сотрудников

Хозиева М.В. О норме.

В психологии есть понятие нормы. Психологи, врачи и другие специалисты говорят: «Развитие в соответствии с нормой». А какая она, эта норма? Родителю необходимо понимать: норма пластична! И в каждом конкретном случае мы можем видеть либо превышение, либо запаздывание развития относительно принятой на данном историческом этапе нормы. Современные дети существенно отличаются в своем развитии от своих родителей. Да что говорить! Разница между детьми в одной семье (и даже между близнецами!) может быть вполне ощутимой! Источник развития ребенка, и это касается не только младенчества, но и всего периода детства, – в активном взаимодействии с родителем, в любви и внимании, в многообразии форм игры, общения и совместной деятельности.

Специфика протекания беременности, особенности родов, послеродового периода, кормления, семейной ситуации, наличие заболеваний и т.д. – все это, так или иначе, позволяет «норме» незначительно двигаться то в одну, то в другую сторону (в пределах одного-двух месяцев в новорожденности и младенчестве). Однако бывают случаи, когда родовая травма, тяжелое заболевание ребенка, перинатальная инфекция приводят к существенным изменениям в границах нормы. Но даже в таких случаях мы говорим: у ребенка своя норма! И относительно своей нормы он немного запаздывает, но все в руках умных, чутких и любящих родителей, которые смогут «поймать» нужную норму. Но если вдруг родитель понимает, что что-то «не так» в развитии ребенка, необходимо обратиться к перинатальному психологу или клиническому психологу. Дело в том, что психологическое консультирование по вопросам развития младенцев – штучная работа, и найти своего специалиста – порою нелегкая задача для родителя.

В психологии на протяжении уже второго столетия выделяются следующие периоды развития малыша:

  1. Новорожденность (от рождения до 1,5-2 месяцев.)
  2. Младенчество (от 1,5-2 месяцев до года).
  3. Ранний возраст (от года до 3 лет).

На каждом этапе выделяются свои критерии развития. Ряд критериев был описан еще в прошлом столетии (например, Ш.Бюлер и Г.Гетцер), однако многие из них уже претерпели изменения.

Как можно проверить «нормативы» в развитии новорожденного? Попробуйте провести ряд тестов со своим ребенком.

1-й месяц жизни ребенка.

1. Поворот ребенком головы при прикосновении к щеке (сосательный рефлекс).

Аккуратно прикоснитесь указательным пальцем щеки ребенка. Если это прикосновение не вызывает никакой реакции, то можно еще раз повторить это движение, либо слегка погладить ребенка пальцем по щеке.

Ребенок должен повернуть голову; безразлично – к руке взрослого или от нее. Обязательными являются, помимо поворота головы, движения рта – открывание его или сосательные движения, которые предшествуют повороту головы.

2. Цепляние ребенка за прикасающийся предмет.

Положите свой палец на раскрытую ладонь ребенка, ребенок мгновенно должен уцепиться за ваш палец, при этом пальцы сжимаются в кулачки так, что новорожденного можно приподнять из положения «лежа на спине».

3. Наличие зрительной реакции на затемнение.

Наклонитесь  над кроватью так, чтобы ваша тень покрыла поле зрения ребенка, потом медленно отодвигайтесь в сторону. Глаза ребенка должны задержаться в продолжение секунды на движущейся тени.

4. Наличие движения «убегания» при прикосновении ватой.

Возьмите кусочек ваты и выполните движения прочищения носа без прикосновения к слизистой оболочке носа малыша. В норме новорожденный уклоняется от ваты, отворачивая голову в сторону или двигая в разные стороны.

5. Поднимание головы из положения «лежа на животе».

Положите ребенка на животик на твердую (желательно на тонкое одеяльце)  плоскую поверхность так, чтобы его ручки лежали в согнутом положении по обеим сторонам тела, а личико касалось одеяльца. Новорожденный должен поднять голову вверх хотя бы на один момент (на несколько секунд).

6. Поиск ребенком потерянного источника пищи.

Ребенок находится в обычной для кормления ситуации, т.е. в положении, в котором ему дается соска или грудь. После того как ребенок несколько пососал, соска или грудь изо рта вынимается.

Ребенок должен придвинуть голову к соске или груди и пытаться схватить ее открытым ртом. Все попытки этого рода оцениваются как норма.

2-й месяц жизни

1. Поворот головы к шуму.

Встаньте сбоку от ребенка так, чтобы он вас не видел, громко погремите погремушкой. Ребенок должен повернуть (при первых звуках погремушки) голову в направлении звука.

2. Прислушивание к колокольчику.

Вместо погремушки теперь возьмите маленький колокольчик и в течение 30 секунд позвоните в него. Ребенок должен отреагировать на звук колокольчика, перестав двигаться на одно мгновение или поворачивая голову к звуку.

3. Остановка взгляда на движущемся позади предмете (расширение зрительного поля).

Встаньте сбоку около кровати ребенка, немного склонитесь над ним и медленно перемещайте свою голову к верхнему концу кровати, т.е. со стороны головы ребенка.

Ребенок должен следить взглядом за вами, при этом из обычного положения закинуть голову назад.

4. Поворот головы за ярким движущимся предметом.

Попробуйте подвигать перед глазами ребенка ярким предметом. Ребенок должен повернуть голову, находясь в вертикальном или горизонтальном положении (у кого-либо из взрослых на руках), в направлении движущегося яркого предмета.

5. Направление ручек к предмету.

Привлеките внимание лежащего на спине ребенка яркой звучащей игрушкой размером до 10 см, находящейся на расстоянии 10 см от его груди. Попытайтесь активными действиями (дотрагиваясь игрушкой до кистей рук ребенка) вызвать его реакцию. Важным достижением ребенка будут нецеленаправленные движения руками.

6. Дотрагивание до предмета (в конце второго месяца).

Ребенок должен направить ручку к игрушке и в результате нескольких размашистых движений случайно дотронуться до нее.

7. Манипулирование с подвешенными игрушками.

Ребенок обращает внимание на подвешенные над кроватью и долго рассматривает их (также может протягивать к ним руки).

8. Удерживание вложенной игрушки.

Привлеките внимание лежащего на спине ребенка яркой звучащей игрушкой (погремушкой), которая затем вложите в его руку. Ребенок должен удерживать игрушку до 15 сек.

Знаменует период новорожденности «комплекс оживления».

Для психологов это очень важный показатель нормативного развития, а для родителя – это незабываемое приобретение в развитии ребенка. Как определить, есть ли у ребенка данное новообразование (говоря психологическим языком)?

Наклонитесь над ребенком и ласково поговорите с ним, глядя ему прямо в глаза. Ребенок должен проявить либо отдельные специфические реакции, либо в комплексе:

а). Сосредоточить свой взгляд на лице взрослого.

б) Улыбаться, пусть даже не продолжительно (до 15 секунд).

в) Гулить.

г) Активно привлекать взрослого к общению, двигая  руками и ногами, всем телом так, как будто хочет сказать: «Ну-ка, родитель, а не хочешь поболтать со мной или взять на руки?».

В период с 2 месяцев до 6 месяцев у ребенка должны появиться следующие умения:

Ребенок в 3 месяца уже прислушивается к шуму погремушки, лежа на животе; следит за объектом из положения лежа; поднимает голову на несколько сантиметров над подстилкой и удерживает ее в этом положении до минуты.

Ребенок уже обращает внимание на подвешенные игрушки над кроватью, долго рассматривает их, протягивает к ним руку и дотрагивается до них, пытается схватить, улыбается при виде яркого предмета.

Ребенок может переворачиваться со спины на бок и на живот. Чтобы спровоцировать переворот ребенка, нужно положить его на спинку и привлечь внимание малыша яркой игрушкой, которую следует медленно отводить вбок и вниз. Постепенно у ребенка будут отмечаться попытки повернуться на бок; а потом уже и на животик.

У малыша появляется так называемая «свирель»: аль-ле-е… аг-ы и т. п.

К четвертому месяцу жизни ребенок уже может:

Рассматривать свои руки, «изучать» свои волосы, ощупывать предметы, к которым он прикасается самостоятельно, либо с помощью взрослого. Узнавать любимый предмет.

Лежа на животе, может подниматься на локтях, а также двигать руками и ногами по подстилке, подтягиваться к предмету.

Реагировать на прекращение контакта. Например, взрослый проявляет внимание к ребенку, смотрит на него, разговаривает с ним, а затем внезапно прекращает контакт (прячется). Ребенок должен реагировать негативно (плакать или проявлять недовольство, искать взрослого, либо смотреть ему вслед).

В 5 месяцев  ребенок протягивает руку к увиденному предмету, удерживает вложенную взрослым игрушку и разглядывает ее в руке; размахивает одной игрушкой.

Может лежать на животе с опорой только на ладони, высоко поднимая голову, плечи и верхнюю часть туловища, отрывать руку от подстилки и опираться только на одну. Поднимает голову в положении на спине при помощи взрослого, который поддерживает его либо со спины, либо подтягивает (крайне осторожно) за руки.

Следит взглядом за движущимся по комнате человеком; ищет глазами источник звука, поворачивает голову на человеческий голос; активно вокализирует.

В 6 месяцев ребенок умеет сидеть либо с помощью взрослого, либо самостоятельно; схватывать одной рукой намеченный предмет (наличие акта хватания); перекладывать предмет из одной руки в другую; удерживать в руках отнимаемую игрушку; негативно реагировать на отнимание игрушки; самостоятельно переворачиваться со спины на живот и с живота на спину. В этом возрасте ребенок может переместиться в направлении игрушки, при этом отмечаются попытки встать на четвереньки, опираясь на руки и колени. При опоре на ноги с поддержкой взрослого за подмышки ребенок переступает ногами.

Дифференцирует знакомых и незнакомых взрослых, проявляя радость при виде близких людей. Различает основные эмоции близких людей и сам выражает удивление, обиду, радость, гнев.

Наблюдается спонтанная голосовая активность и гуление.

Семимесячный малыш уже может самостоятельно садиться, ползать, например, опираясь на колени и руки, на расстояние не менее полуметра. Опыт координации и техники ползания могут быть разнообразными у различных детей (по типу плавания, перемещения на боку, ползание на ягодицах и др.), некоторые дети могут перейти к ходьбе, минуя ползание. Нет никаких оснований считать эти формы аномальными, тем не менее, отметим, что основная часть детей ползает по схеме; ладони, локти, колени («по-кошачьи»).

Ребенок в этом возрасте активно манипулирует предметами, ударяет игрушками по неподвижным предметам (кровати, другой игрушке, стене, столу и т.д.); протягивает руку к пуговицам на одежде взрослого, бусам, сережкам и т.д. Подражательно хлопает по столу.

Малыш рассматривает картинки, например, с изображением яркого простого предмета: грибка, цветка, ежика, зайца и т.д., пытается «исследовать» изображение руками («отковырнуть» пальчиком ухо у медведя, потрогать иголки у ежика, при этом «произведение искусства» может быть попробовано на «зуб» и т.д.).

Наблюдается активное регулирование кормления. Ребенок раскрывает рот навстречу подноси-мой ложке с пищей, когда хочет есть, отворачивается и отстраняет руками ложку, когда сыт.

В восемь месяцев ребенок:

Может попытаться достать предмет, лежащий вне кровати. Ищет спрятанную игрушку, которую взрослый сначала показывает ребенку, а потом на глазах ребенка прячет либо в карман, либо под платок (пеленку).

Умеет брать предметы разного объема: мелкие предметы двумя пальцами, а большие – всей рукой.

Владеет жестом: машет рукой при прощании, показывает рукой (пальцем) на интересующий его объект, показывает, как он хлопает в ладоши и т.д. Ребенок показывает нос, глаза, рот, руки, ноги, голову у взрослого.

Умеет вставать, придерживаясь за спинку кровати или стенку манежа, ритмически приседать («танцевать»).

Получает удовольствие от совместной «циркулирующей» деятельности. Например, ребенок выбрасывает игрушки из кровати и требует их достать.

Любит играть в прятки (ку-ку).

В этом возрасте у ребенка появляется лепет, повторяющиеся звукосочетания типа «дай-дай», «та-та-та», «ма-ма-ма», па-па-па» и т.д.

В 9-10 месяцев

Ребенок может манипулировать двумя объектами одновременно,  открывать-закрывать полые предметы (при этом экспериментировать, подбирая, например, по размеру крышки к кастрюлям), вкладывать одни предметы в другие (например, одни коробочки в другие и т.д.), нанизывать крупные части пирамидки.

Умеет держать кружку, ложку в руках (к концу 10 месяца). Ребенок может самостоятельно пить, держа кружку обеими руками. У ребенка наблюдаются попытки есть ложкой.

Понимает требования: дай, на, нельзя, можно.

У ребенка наблюдается умение самостоятельно вставать, самостоятельно ходить, либо пытается это делать.

К концу первого года жизни:

Ребенок владеет более совершенными действиями нанизывания, открывания, вкладывания, при этом ребенок пытается воспроизвести действие на всех возможных объектах и осваивает широкий спектр открывания. Например, открывание крышки сверху и открывание «спичечного коробка» (освоение связи «крышка-коробка – спичечный коробок»), открывание как предметов (коробочек, кастрюлек, баночек и т.д.), так и мебели (шкафчиков, тумбочек и т.д.).

Манипулирует полыми кубиками. Перед ребенком кладут полые кубики (разного размера) открытой стороной вверх. Ребенок, рассматривая кубики, прикладывает, например, их один к другому, смотрит, как двигается один кубик, или вкладывает кубики друг в друга, опуская меньший в больший.

Самостоятельно ходит с каким-либо предметом в руках.

Может с помощью родителя есть ложкой.

Показывает некоторые части тела у себя.

С удовольствием играет в организованные симметричные игры (катание мяча, ку-ку, ладуш-ки).

У ребенка должна появиться автономная речь, понятная близким, например, слово «буля» одновременно может означать резиновые сапоги, воду, молоко, реку, дождь, пить, лужи, т.е. все, что связано с водой, а слово «котька» - это кофточка, кошка.  Каждый родитель может составить словарь таких автономных слов.


Войдите в систему, чтобы комментировать