главная новости фотогалерея сотрудничество контакты

творчество сотрудников

Хозиева М.В. Что такое шкала Апгар?

Психологи на консультации могут задать маме вопрос: «А помните ли вы баллы по шкале Апгар?». Для понимания причин, например, гиперактивности или, напротив, эмоциональной инертности, а также особенностей развития особое внимание обращается на период беременности, родов и послеродового периода. В выписке из роддома должна быть графа «Шкала Апгар» с двумя цифрами. Эта шкала для быстрого выявления у ребенка тяжелых физических или неврологических отклонений, которые требуют немедленного медицинского вмешательства, разработана Вирджинией Апгар еще в прошлом веке. Состояние новорожденного оценивают по пяти стандартным характеристикам: сердечному ритму, дыханию, мышечному тонусу, цвету и рефлекторной возбудимости. По каждой из характеристик ставят от 0 до 2 баллов, которые затем суммируются. В результате ребенок может набрать от 0 до 10 баллов. Чем выше балл, тем лучше состояние новорожденного. Тест обычно повторяют через 5 минут, чтобы отследить динамику состояния ребенка. Новорожденные, набравшие в ходе этой повторной оценки 7 и более баллов, находятся в хорошем физическом состоянии, тогда как 4 и менее баллов означают, что с ребенком не все в порядке, и он нуждается в срочной медицинской помощи.


Какие рефлексы у новорождённого ребенка можно проверить самим?

Важным показателем уровня развития новорожденного, как физического, так и психического является набор необходимых для жизни рефлексов. Рефлекс — это непроизвольный ответ организма на внешний стимул, например, автоматическое закрытие глаз в ответ па дуновение воздуха. В литературе по неврологии, психологии, педиатрии можно встретить следующие описания рефлексов у доношенных новорожденных.

Рефлексы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка:

Дыхательный – постоянное повторение вдоха и выдоха воздуха, значение его состоит в обеспечении организм кислородом и способствует удалению углекислого газа.

Мигательный - закрытие глаз или моргание, данный рефлекс защищает глаза от яркого света и попадания инородных частиц.

Зрачковый - сужение зрачков при ярком свете; расширение в темноте или при слабом освещении; защищает глаза от яркого света, адаптирует зрительную систему к условиям слабой освещенности.

Сосательный - сосание объекта, помещенного (или взятого) в рот, данный рефлекс позволяет ребенку питаться.

Глотательный - глотание позволяет ребенку питаться.

Рефлексы, наличие которых при рождении и их исчезновение в течение первого года жизни свидетельствует о нормальном развитии нервной системы ребенка.

Хватательный – ребенок смыкает пальцы вокруг объектов (например, пальца), прикасающихся к ладошке ребенка. Исчезает в первые 3-4 месяца жизни. И хотя именно из этого рефлекса вырастает акт хватания, тем не менее, не следует путать его с произвольным и целенаправленным действием хватания после 3-4 месяцев в норме.

Рефлекс Бабинского - растопыривание, а затем сгибание пальцев ног в ответ на легкое постукивание по стопе ребенка. Обычно исчезает в первые 8-12 месяцев жизни.

Реакция Моро - громкий шум или резкое изменение положения головы ребенка заставляет его выставить вперед ручки, выгнуть спину и затем свести руки, как будто он за что-то держится. Движение рук и выгибание спины исчезают в первые 4-6 месяцев жизни ребенка; тем не менее, на неожиданный шум или исчезновение поддержки тела ребенок продолжает реагировать рефлексом ожидания, который не исчезает.

Плавательный - погруженный в воду ребенок активно двигает руками и ногами, непроизвольно задерживает дыхание (придавая, таким образом, телу плавучесть); этот рефлекс помогает ребенку удерживаться па плаву некоторое время. Исчезает в первые 4-6 месяцев жизни. В связи с этим можно научить ребенка плавать в течение первых 4 месяцев после появления на свет.

Шагательный - ребенок, которого держат вертикально так, что он касается ножками ровной поверхности, совершает шагательные движения. Этот рефлекс исчезает в первые 8 месяцев жизни. Не путать с ходьбой!


Особенности сна и бодрствования у новорожденных детей.

К сожалению родителей, сон маленького ребенка обычно очень короткий, и длится от 45 минут до 2 часов. Эти периоды сна чередуются с периодами сонливости, активности и бездеятельности, а также плача.

Например, в сутки ребенок в общей сложности находится в состоянии медленного сна примерно 8-9 часов. Ребенок в это время спокоен, его глаза закрыты и не двигаются. Дыхание медленное и регулярное. Но это не означает, что ребенок сможет так проспать беспрерывно все 9 часов. Данное состояние отмечается разными «вкраплениями»: сонливостью, активностью, кормлением, плачем и т.д.

Быстрый сон - глаза ребенка закрыты, но двигаются под опущенными веками (явление, известное как быстрые движения глаз). В ответ на прикосновение ребенок может вздрагивать, двигаться во сне. Данное состояние может длиться в общей сложности в сутки 8-9, опять-таки не все 8-9 часов подряд!

Сонливость - ребенок засыпает или пробуждается. Его глаза открываются и закрываются. Когда глаза открыты, они выглядят тусклыми и безжизненными. Дыхание регулярное, но более быстрое, чем в фазе медленного сна. В этом состоянии ребенок может сосать грудь. В общей сложности в сутки это может длиться от получаса до 3 часов.

Бдительное бездействие - глаза ребенка широко открыты, яркие, исследуют разнообразные объекты окружающей его среды. Дыхание ровное, тело пребывает в относительном бездействии. В таком состоянии ребенок может находиться от 2 до 3 часов.

Бдительная активность - глаза ребенка открыты, дыхание нерегулярное. Ребенок может прийти в возбуждение и начать проявлять диффузную двигательную активность. На бдительную активность новорожденный может «выделить» в общей сложности от часу до трех в сутки.

О плаче новорожденного.

Можно выделить разные виды плача новорожденных. Чуткий родитель умеет различать плач ребенка при разных обстоятельствах – при голоде, при холоде, при боли (при этом необходимо учитывать, что причины боли бывают разные), при появлении желания спать, реализовать естественные младенческие потребности (например, горшок), просто «пообщаться» и т.д.

Плач при боли отличается от остальных видов плача резкостью и пронзительностью. Вообще, если ребенок здоров, то он просыпается, как правило, без плача. При голоде обычно происходит «нарастание» плача от похныкивания до громкого. При желании ребенка спать плач может постепенно стихать: от громкого до устало-хриплого. В норме ребенок может плакать в сутки (если суммировать весь плач) до 2 часов.

Есть разные способы успокоить ребенка:

Прежде всего, необходимо понять причину плача ребенка. Если ребенок голоден – естественно, покормить. Если мокрый – сменить подгузник или пеленку. Если что-то болит, понять, что именно может болеть. Как правило, колики в кишечнике вызывают бурю плача, в таком случае необходимо легкое (!) поглаживание животика тыльной стороной ладони по часовой стрелке, чтобы спровоцировать выход газов. И, конечно же, потом, легко прижав к себе ребенка, поносить его по комнате.

Если малыш хочет спать – дать ему такую возможность. Помогают в таком случае (если, конечно, ребенок сыт) аккуратное ритмическое похлопывание по спинке или нежное поглаживание ее, аккуратное плавное покачивание ребенка на руках из стороны в сторону, ношение ребенка на руках, аккуратное плавное укачивание в люльке или коляске (если не помогли все перечисленные способы).

Если причины плача непонятны, то можно делать следующее:

Взрослый вокализирует в такт плача ребенка. Например, ребенок плачет, а взрослый «подстраивается» под новорожденного с помощью гласного: а-а-а-а, а-а-а-а. Ребенок затихает – взрослый тоже, ребенок снова начинает плакать – взрослый снова вокализирует и т.д.

Взрослый плачущего ребенка быстро и высоко поднимает и держит наклонно на своих руках, приблизительно под углом в 45° к горизонтали. Ребенок должен успокоиться в тот момент, когда его высоко поднимают или вскоре после изменения положения.

Взрослый негромко шумит погремушкой около кровати ребенка. Ребенок должен успокоиться во время шума или по окончании его.

Взрослый тихонько посвистывает (короткие тихие свистки), естественно, не в свисток!!! Плачущий ребенок должен замереть хотя бы на какой-то период времени.

Колыбельная песня в исполнении взрослого с одновременным ношением малыша может также успокоить плачущего новорожденного. И не беда, если у родителя нет слуха, а также познаний в области народного фольклора. Достаточно под один и тот же мотив (желательно плавный, не рэповый) петь все, что видится в данный момент времени, например: баю-баюшки-баю, песенку тебе спою, про собачку на окне, про машину на дворе, а еще про киску в доме, про цветочек на балконе  и т.д. Думается, что родителю, мечтающему успокоить ребенка, творческие идеи будут приходить одна за другой.

Войдите в систему, чтобы комментировать